МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 9» г. Сосновый Бор Ленинградской области, учитель математики высшей квалификационной категории,
руководитель школьного методического объединения учителей математики, физики,
информатики «МИФ»
Награждена:
Благодарностью Губернатора, 2007 г.
Грамотой Комитета общего и профессионального
образования Ленинградской области, 2006 г.
Грамотой администрации МО Сосновоборского городского
округа, 2008 г.
Благодарственным письмом Совета Федерации
Федерального собрания РФ, 2008
г.
Грамотами Комитета образования МО Сосновоборского
городского округа.
Участие в конкурсах профессионального мастерства:
Победитель муниципального этапа конкурса «Учитель
года – 2011»
Участник областного этапа конкурса «Учитель года
– 2011»
Областной дистанционный
конкурс «Педагогическая мастерская», ЛОИРО, 2008 г.
Городской дистанционный
конкурс «Сетевые технологии в помощь педагогу» 2008, 2009, 2011 гг.
Городской смотр
кабинетов математики, кабинет признан базовым в городе 2008 – 2012 гг.
Победитель II
городского конкурса методических разработок «Сетевые технологии в помощь
учителю» в номинации «Виртуальный методический кабинет»2008 г.
III
городская педагогическая конференция педагогов «Информационные технологии
в образовании» 2008 г.
IV
городская педагогическая конференция педагогов «Информационные технологии
в образовании» 2009 г.
VI
городская педагогическая конференция педагогов «Информационные технологии
в образовании» 2011 г.
Мои размышления о профессии...
Я люблю приходить в школу, когда она окутана таинственной
тишиной, погружена в полумрак. И есть ещё немного времени, до того момента как она
начнёт наполняться звуками детских голосов, звуками радости и огорчений, побед
и неудач.
Всё учение школьников
- это труд и результат этого труда – прочные знания. Я понимаю, что
нельзя заставить ребенка мыслить, творить, рассуждать, но направить на это
можно. Чтобы ребята поняли: учиться
трудно, но интересно. И как следствие этого – повседневный поиск и…сомнения: получится
ли?
Я считаю, что для ребёнка процесс познания начинается с удивления. Это
чувство возникает у него, когда он встречается с чем – то неожиданным. Удивление
порождает интерес, а интерес вызывает естественную потребность в поиске ответов на возникшие
вопросы.
Представьте себе
энергосберегающую электрическую лампочку. Вы нажимаете кнопку выключателя.
Проходит не меньше секунды, прежде чем лампочка загорается ярким светом. Так
и мысль в голове ученика не сразу
начинает работать. Он растерян, он стоит на пороге чего – то неизведанного, и, порой, не верит в свои силы. Вот именно
здесь моя задача стать незримым рулевым этого самого сложного в мире процесса -
мыслительного, и постараться направить
мысль в то русло, где рождаются идеи, мнения, предположения. И если все
удалось, то происходит чудо – маленькое
собственное открытие, появляется радость успеха, которая окрыляет и придает нам
обоим мне и моим ученикам- желание
двигаться вперед.
5 = 6. 5 = 6? 5 = 6?? 5 = 5???
Как вы думаете, такое может быть? Конечно, многие скажут: «Нет, такого быть не может». Именно так ответят и
ученики, а потом заинтересуетесь, наверное, вопрос задан не случайно. Перед
нами софизм – уловка, выдумка головоломка. В его доказательстве, на первый
взгляд, всё математически точно, но именно в том месте, где этого не ожидают,
кроется тонко завуалированная ошибка. Представьте ребёнок думает, ищет и вот..., он догадался. Что почувствует любой человек, а уж ребёнок и подавно:
радость, гордость, желание узнать
больше. А ведь поиск заключённых в софизме ошибок, ведёт к осмысленному
пониманию математики не меньше, чем решение дюжины стандартных уравнений.
Секрет интереса в успехах детей, в ощущении их роста. Моя
главнейшая задача не навязывать ученику единственно верное решение той или иной
ситуации, а дать возможность ему самому пробовать, находясь не «над ним», а
«рядом с ним». Пусть примеряют на себя разные роли: сегодня консультант, завтра
ученик, сегодня спрашиваешь правила, завтра спросят с тебя. Вчера не понимал –
сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел - сегодня научился. Вот в чём
счастье! Пусть спорят, ошибаются, отстаивают своё мнение, только не
будут равнодушными.
Так вот, чтобы та самая энергосберегающая лампочка дольше
горела, нельзя постоянно щёлкать выключателем. Так и огонёк познания в голове
ребёнка нужно поддерживать постоянно, не давая ему угаснуть.
Конечно, я объективно смотрю на ситуацию. Увлечь всех поголовно
предметом, наверное, нельзя, но подружиться с детьми и помочь ребятам найти
себя в будущем, стать самостоятельными и уверенными в себе. И в этом моя
задача. В современной школе многое нельзя спланировать заранее. Каждый день
вносит свои коррективы. Неизменным остаётся одно – дети. Они живут и ними надо
проживать каждое мгновение. И учиться у них.
Сегодня, используя только
традиционные формы и методы обучения, учитель только передаёт информацию, а
ученик получает её в готовом виде. Я считаю, что всё чаще возникает вопрос: «Значимо ли, ценно ли для нашей
жизни образование?» Необходимо сделать очевидными важность и значимость знаний для учеников, в
глазах многих из которых приобрели ценности другие материи.
Психолого
– педагогические исследования показывают, что решение этой задачи возможно,
если учебный материал даётся учащимся не в готовом виде, а как объект поиска.
Таким образом, целью своей работы считаю не только дать ученику определенную
сумму знаний, но и научить учиться, развить интерес к учению. Ведь современному обществу требуется не
просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями, умеет
мыслить логично, научно, творчески.
Как
построить учебный процесс? Как побудить школьников к активному и осознанному
усвоению знаний? Уверена, что каждый из нас постоянно задаёт себе эти вопросы и
ищет ответы на них в собственной практике, в опыте своих коллег. На протяжении
ряда лет работаю над методической темой «Развитие творческих способностей учащихся на
уроках математики»
Для повышения интереса,
активизации мыслительного процесса в своей работе использую элементы педагогических
технологий.
Сегодня основные противоречия
современного образования состоят в том, что я как учитель и большинство школ из
20 века, а наши дети, живущие в цифровом мире, широко шагнули в 21 век.
Современная школа с интерактивными
учебными пособиями, высокотехнологичным учебным оборудованием в корне меняет
статус учителя и ученика. Учитель направляет и управляет деятельностью
учеников, а ученики из пассивных слушателей превратятся в активных
исследователей.
Выпускник школы должен обладать способностью
творческого роста, практического применения теоретических знаний, полученных
при обучении в школе. Выполнение этих задач ложится на каждого учителя –
предметника и в первую очередь на учителя математики, так как именно на уроках
математики идёт формирование математического, а затем практического и
экономического мышления. Но нельзя сформировать глубокие, прочные знания, а на
их основе –
творческое мышление без выработки непосредственного
интереса к предмету изучения.
Мне очень нравятся слова В.А.Сухомлинского «Страшная это
опасность – безделье за партой, безделье 6 часов подряд, безделье месяцы и
годы. Это развращает, морально калечит человека, и ничто не может возместить
того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником в
сфере мысли».